вопрос:

Основные положения договоров на оказание платных медицинских услуг

Опубликовано: 13 мая 2009, 13:32

Информация о предоставляемой медицинской услуге. Медицинское учреждение (государственное или муниципальное, частная клиника) обязано довести до сведения пациента свое фирменное наименование, место нахождения (юридический адрес) и режим работы (ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Оно обязано также своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10 Закона).

Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать:

1) обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;

2)  сведения об основных потребительских свойствах Услуг, в том числе о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и о возможных неблагоприятных последствиях (вероятность отсутствия благоприятного исхода не по вине учреждения, возможные осложнения и т.д.);

3) цену и условия приобретения услуг;

4) гарантийный срок, если он установлен;

5) правила и условия эффективного и безопасного использования услуг (правила поведения пациента и т.д.). Я Кроме того, медицинское учреждение (частнопрактикующий врач) обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст. 9 Закона).

При заключении договора в форме письменного документа вся эта информация должна содержаться в договоре а в случае невозможности краткого изложения (например, сведений об основных потребительских свойствах услуг) в договоре должна быть ссылка на соответствующий источник информации, доступный потребителю (инструкцию вывешенную на доске объявлений, и т.д.).

В ряде случаев (особенно когда речь идет о сложных и дорогостоящих услугах) целесообразно в качестве приложения к договору предложить пациенту ознакомиться под роспись с описанием предоставляемой ему платной услуги, способа ее оказания, возможных последствий и т.д.

Нередко администрация медицинских учреждений полагает, что требование о необходимости предоставлении информации является простой формальностью. Однако неисполнение этого требования может повлечь самые серьезные негативные последствия для медицинского учреждения. В соответствии со ст. 12 Закона о защите прав потребителей, если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло приобретение услуги, не обладающем необходимыми потребителю свойствами, потребитель  вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Если же результатом стало причинение вреда здоровью, то потребитель вправе требовать еще и возмещения вреда.                      

Медицинское учреждение обязано сообщить пациенту информацию, касающуюся не только услуги как таковой, но и требований, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных для пациента последствиях несоблюдения соответствующих требований.

Медицинское учреждение обязано немедленно предупредить пациента и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных им в соответствие с договором медикаментов, предметов медицинского назначения и т.д. при выполнении услуги из материалов заказчика (пациента); возможных неблагоприятных для пациента последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от медицинского учреждения обстоятельств, которые могут повлиять на результат оказания услуги или невозможность ее оказания в срок.

Сроки и порядок оплаты. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре (ст. 781 ГК). Согласно ст. 424 ГК исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Медицинское учреждение обязано оказать услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов работ или договором. Медицинское учреждение вправе не приступать к оказанию услуг в случаях, когда имеет место нарушение пациентом своих обязанностей по договору, которое препятствует исполнению учреждением договора (ст. 328 ГК). Если обусловленное договором исполнение пациентом своих обязанностей не произведено в установленный срок, медицинское учреждение вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Порядок возмещения вреда. Порядок возмещения вреда, причиненного пациенту, регулируется целым рядом законодательных актов (ст. 66 Основ, ст. 1064—1101 ГК, ст.14, 15 Закона о защите прав потребителя и т.д.).

Кроме того, в соответствии со ст. 109, 118, 293 УК устанавливается уголовная ответственность медицинских работников за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.

Качество выполненной работы при оказании платных услуг должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, а также обязательным требованиям, предъявляемым к оказанию медицинской помощи (ст. 4 Закона о защите прав потребителей).

Основания изменения и расторжения договора на оказание платных медицинских услуг следующие:

1) по соглашению сторон (ст. 450 ГК);

2)  в случае, если пациентом обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отклонения от условий договора (ст. 450 ГК и ст. 29 Закона о защите прав потребителей);

3) пациент вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем (ст. 29 Закона);

4) договор считается расторгнутым в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (ст. 450 ГК).

Решение вопроса о полномочиях по подписанию договоров зависит от двух основных моментов:

1) в уставе медицинского учреждения наряду с руководителем может быть определен и круг других лиц, имеющих права на заключение договоров, а также наличие или отсутствие права у этих лиц (в том числе и у руководителя) делегировать свои полномочия в этой области другим лицам;

2) делегирование полномочий по заключению договоров другим лицам может быть проведено путем оформления доверенности либо изданием приказа по учреждению, которым определенному лицу передаются соответствующие полномочия.

Поэтому от имени администрации медицинского учреждения договор на оказание платных услуг может подписываться руководителем медицинского учреждения, другим должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия в соответствии с уставом (например, заместителем руководителя медицинского учреждения) либо должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями по доверенности или приказом руководителя учреждения (например, заведующим отделением — по услугам, оказываемым его отделением), если это не противоречит уставу медицинского учреждения.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).