вопрос:

Права граждан в сфере охраны здоровья

Опубликовано: 12 мая 2009, 13:05

Правовой основой охраны здоровья в России прежде всего является Конституция, в ст. 41 которой указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья (ст. 17 Основ). Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, место жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у гражданина какого-либо заболевания.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на 1-го вредное влияние. Такая информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам при их запросе. Данное право граждан в случае необходимости может устанавливаться судебными инстанциями, как это показано в следующем примере (по материалам Постановления Европейского Суда по правам человека от 9 июня 2005 г.).

Заявительница Ф. проживает в городе, являющемся крупным центром металлургической промышленности. В 1982 г. она вместе со своей семьей переехала на жительство в квартиру в доме, располагающемся в 450 метрах от металлургического комбината. Хотя власти и обозначили границы буферной зоны вокруг комбината — «санитарно-защитной зоны» — с целью отделить территорию комбината от жилых районов города, на практике тысячи людей (включая семью заявительницы) проживали там. Постановление Правительства СССР, принятое в 1974 г., обязало власти переселить определенных лиц, проживающих в пределах санитарно-защитной зоны.

В1995 г. заявительница обратилась в суд с иском, добиваясь переселения на новое место жительства вне пределов санитарно-защитной зоны и утверждая, что концентрация токсичных элементов и уровень шума в санитарно-защитной зоне представляли собой угрозу жизни и здоровью человека. В 1996 г. городской суд со ссылками на постановление Правительства 1974 г. постановил, что власти обязаны были переселить всех лиц, проживающих в пределах санитарно-защитной зоны, на новое место жительства, однако они этого не сделали. При этом никакого конкретного указания о переселении заявительницы в решении суда не содержалось; суд просто указал, что местные власти должны поставить ее на «приоритетно очередь» в списках на получение жилья, чтобы получит новое жилье от местной власти. Суд также указал, что переселение заявительницы на новое место жительства зависит от наличия квартир в жилом фонде.
Суд первой инстанции выдал исполнительный лист, но служба судебных приставов прекратила исполнительное производство на том основании, что «приоритетной очереди» для переселения жителей санитарно-защитной зоны на новое местожительства не существует. В 1999 г. заявительница обратилась в суд с новым иском к местному органу власти о безотлагательном исполнении судебного решения, вынесенного в 1996 г. Городской суд отклонил исковые требования заявительницы, установив, что она была надлежащим образом поставлена в общую очередь на жилье. Кроме того, суд постановил, что судебное решение, вынесенное в 1996 г., было исполнено, и не было необходимости для принятия каких-либо иных дополнительных мер.

Обе стороны по делу представили в Европейский Суд ряд документов, содержащих информацию о промышленном загрязнении в черте города. Доклад, составленный по поручению заявительницы экспертом, содержал вывод, что граждане, проживающие в пределах санитарно-защитной зоны, в большей степени, чем те, кто живет вне этих пределов, должны страдать от различных заболеваний.

Европейский Суд присудил выплатить заявительнице компенсацию в размере шести тысяч евро в возмещение причиненного ей морального вреда. Суд также вынес решение в пользу заявительницы о возмещении судебных издержек и иных расходов, понесенных в связи с судебным разбирательством.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую мощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с программами ОМС.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе на независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.

Работающие граждане в случае болезни имеют права на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений, организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, проходят обязательные, предварительные при поступлении на работу и периодически медицинские осмотры.
Наряду с общими правами, государство предоставляв отдельные права различным категориям граждан.

Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает им медицинскую помощь по месту жительства. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времен его пребывания независимо от возраста ребенка. При этом данному лицу выдается листок нетрудоспособности.

Государство обеспечивает беременным женщина право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемой отпуска.

Порядок выплаты пособий на детей установлен Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Законом установлены следующие виды государственных пособий:

— пособие по беременности и родам;
— единовременное пособие (дополнительно к пособию по беременности и родам) женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях (женских консультациях) в ранние сроки беременности (до 12 недель);
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— ежемесячное пособие на ребенка.

Пособие по беременности и родам выплачивается в течение отпуска по беременности и родам. Продолжительность его равна 70 календарным дням до родов и 70 (в случае осложнения родов — 86, а при рождении двух или более детей — ПО) календарным дням после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте трех месяцев пособие по беременности и родам также выплачивается. Причем выплаты производят за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух или более детей — 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Единовременное пособие (дополнительно к пособию по беременности и родам женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель)), установлено в размере 50% от минимального размера оплаты труда.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на день рождения ребенка. Право на это пособие имеют также граждане, усыновившие ребенка в возрасте до трех месяцев.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается также в Размере минимального размера оплаты труда.

Ежемесячное пособие на каждого ребенка (в том числе на детей, получающих социальную пенсию и пенсию по случаю потери кормильца) до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более, чем до достижения ими возраста 18 лет) выплачивается в размере 70% от минимального размера оплаты труда.

Все вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях на прохождение военной службы. В случая несогласия с заключением военно-врачебной комиссии граждане, подлежащие призыву, имеют право на производство независимой экспертизы и (или) обжалования заключений военно-врачебной комиссий в судебном порядке.

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют права на получение медицинской помощи. Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных и заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы, не допускаются.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).