вопрос:

«Рука государства» в регулировании оборота оружия

Опубликовано: 11 мая 2009, 21:57

Иногда при общественных отношениях, связанных с имущественным и личным неимущественным благом граждан, организаций и других субъектов гражданского права, возникают проблемы причинения вреда.
Подчас причинение такого ущерба вызвано использованием оружия, которое представляет достаточно грозную, разрушающую силу, порой с непредсказуемой направленностью. Во избежание подобного рода явлений, для создания механизмов предупреждения (профилактики) причинения вреда необходим надежный и достаточный государственный контроль за созданием, оборотом, а отчасти и применением оружия.

Указанная деятельность реализуется в первую очередь в создании соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей характер и механизм оборота оружия.

Нормативная база об обороте оружия в целом включает более 200 нормативных актов различной юридической силы. Они приняты в разное время различными органами и недостаточно скоординированы между собой, с нормами международного права и федерального законодательства по одним и тем же вопросам.

Основным законодательным актом является ФЗ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России. Он направлен на защиту жизни, здоровья, собственности граждан, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Положения данного Закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

Со времени принятия ФЗ «Об оружии» прошло девять лет, за которые принципиально изменились законодательство об уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия, нормы о необходимой обороне, уголовно-процессуальное законодательство, законодательство о правоохранительных органах, совершенствовалась практика применения законодательства об оружии, изменилась социально-экономическая и политическая обстановка в стране.

ФЗ «Об оружии», несмотря на столь широкое и громкое название, посвящен вовсе не всему оружию, а только небольшой его части. Он рассматривает оружие не по всем основаниям и направлениям, а только по избранным. Иными словами, название Закона не соответствует его содержанию. По существу он посвящен только регулированию правоотношений, возникающих при гражданском обороте некоторых видов оружия на территории РФ, и должен иметь иное, соответствующее содержанию название.

Восполнению отмеченного пробела частично способствовали следующие подзаконные (ведомственные) нормативные акты:

1) постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях». Эти Правила регулируют оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, холодного оружия в воинских частях и организациях Минобороны РФ, МВД России, Минюста России и других государственных военизированных организациях, включающий его производство, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, вывоз и ввоз на территорию России;

2) приказ МВД России от 17 ноября 1999г.№938 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение»;

3) постановление Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. № 86 «Об утверждении Правил проведения сертификации гражданского и служебного оружия». Данные Правила устанавливают общие правила обязательной сертификации соответствия гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий в Системе сертификации ГОСТа Р, нормативную базу сертификации, основные функции субъектов системы сертификации гражданского и служебного оружия, организационную структуру и взаимодействие субъектов системы при сертификации. В системе по тем же правилам и процедурам может проводиться добровольная сертификация оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий. Характеризуемый документ является своеобразной «библией», определяющей эталон допуска оружия к широкому потреблению;

4) распоряжение Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 1207-р «Об утверждении Перечня служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия». Ранее мы частично затронули его положения. Уникальность названного документа сводится к определению перечня оружия, которое может находиться в гражданском обороте. Иными словами, согласно данному Перечню производится градация: «можно — нельзя» приобрести;

5) постановление Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 45 5 «Об утверждении Положения о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия»;

6) приказ Минздрава России от 11 сентября 2000 г. № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия». На основании данного документа устанавливаются требования к потенциальному владельцу оружия, в соответствии с ним решается вопрос о вашей способности и моральной ответственности, связанной с приобретением оружия;

7) постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ». В соответствии с ФЗ «Об оружии» указанное постановление регулирует оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, вывоз и ввоз на территорию России. Действие постановления не распространяется на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством;

8) приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от21 июля 1998 г.№814». Он регулирует вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на торговлю, приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов, разрешений на ввоз оружия и патронов в Россию и вывоз их из России, разрешений на перевозку или транспортирование оружия и патронов, а также разрешений на использование оружия на стрелковых объектах и уведомлений на продажу оружия или патронов; разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.

Вторым направлением деятельности государства в области оборота оружия является контроль за соблюдением требований и положений указанных нормативных актов с целью создания упорядоченной системы владения, пользования и распоряжения оружием с приоритетом прав и законных интересов третьих лиц.

Лицензия — один из базовых документов, определяющих возможность владения оружием. Вопрос дальнейшего приобретения, а равно распоряжения оружием не может быть решен без соответствующего лицензирования. Поэтому рекомендуем более чем серьезно отнестись к усвоению нижеизложенных материалов и помнить, что ваша жизнь, безопасность и спокойствие всегда в ваших руках и следует разумно распоряжаться имеющимися возможностями.

Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан. Вопреки всеобщему заблуждению заявление составляется в строго определенной форме, содержание и основные реквизиты которой представлены в приложении к настоящей главе. Кроме того, образец необходимого вам заявления всегда можно встретить на информационном стенде лицензирующего органа. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные законом документы. Лицензия выдается сроком на полгода, после чего гражданин должен вновь ее переоформить.

Общие вопросы в сфере лицензирования в соответствии с действующим законодательством призвано решать МВД России, деятельность которого на названном направлении связана исключительно с правовым регулированием вопроса, а практическое воплощение лицензионных требований осуществляют его отдельные структурные подразделения.

В соответствии с ФЗ «Об оружии» городские, районные, районные в городах управления (отделы) внутренних дел МВД России выдают:

1) лицензии на приобретение:

а) огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам РФ;

б) охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам РФ;

в) гражданского, служебного оружия и патронов на территории РФ юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими;

г) охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории РФ, а также разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение—в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам РФ, проживающим в указанных местностях;

2) разрешения:

а) на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения) гражданам Российской Федерации;

б) на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации;

в) на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение;

г)  на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами.

Еще раз отметим, что получение названных документов как наиболее распространенных в практике оборота оружия допустимо по местожительству гражданина в районном отделе внутренних дел. Однако следует учитывать, что в силу специфики работы отделов внутренних дел в каждом из них может быть установлен самостоятельный порядок приема граждан и работы с ними.

МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ осуществляют выдачу лицензий и разрешений:

1) на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему юридическим лицам;

2) на коллекционирование, экспонирование оружия и патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации;

3) на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданам Российской Федерации;

4) на ввоз и вывоз из России оружия и патронов, принадлежащих иностранным гражданам, для использования оружия на спортивных соревнованиях и в целях охоты;

5) на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданам Российской Федерации;

6) на хранение и ношение наградного оружия, а также оружия, выдаваемого в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об оружии»;

7) на хранение оружия юридическим лицам и гражданам по месту проведения выставок, выставок-продаж и аукционов.

Новый порядок получения документов, вызванный сменой лицензирующего органа, предопределен как большими объемами операций с оружием (продажи, коллекционирование и т.д.), так и возможностью его перемещения, в том числе за пределы страны. Все это связано со значительным риском пропажи, хищения и иных возможностей незаконного завладения оружием, о последствиях которого можно лишь догадываться. Во избежание подобного и пробуждения большей сознательности граждан было принято решение об усложнении порядка законного оформления владения оружием.     

ДООП МВД России имеет право выдавать лицензии и разрешения, оформление которых производится МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ и горрайорганами внутренних дел, и осуществляет выдачу:

1) лицензий на приобретение на территории РФ гражданского оружия и патронов иностранным гражданам и разрешений на их вывоз из России;

2) разрешений на ввоз и вывоз из России гражданского, служебного или коллекционируемого либо экспонируемого оружия и патронов юридическим лицам, за исключением юридических лиц — поставщиков, и гражданам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

3) разрешений на ввоз и вывоз (транзитные перевозки) оружия и патронов, перемещаемых по территории РФ в соответствии с международными договорами.

Какие-либо комментарии об ограничении ввоза на территорию нашей страны оружия излишни, особенно учитывая возможность снабжения незаконных банд формирований оружием и пособничество терроризму.

Законодательство устанавливает достаточно долгий срок на принятие решения о выдаче необходимой гражданину лицензии. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. И если вы считаете, что имеются все основания к его сокращению и что необходимо лишь удостовериться в правильности заполнения всех форм и поданных документов, то спешим вас огорчить. В течение указанного срока сотрудник, к которому попало ваше заявление, не только проверяет порядок соблюдения его подачи, но и уточняет содержащиеся в нем сведения на предмет их объективности, полноты и истинности. В нескольких словах суть такого рода проверки сводится к сопоставлению заявленных вами данных с данными, представленными иными органами власти и управления и содержащими характеризующие заявителя (т.е. вас) сведения. Перед регистрацией сверяются паспортные данные граждан с указанными в заявлениях, а поступившие материалы проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства, положениям учредительных и регистрационных документов юридических лиц.

Лицензии выдаются после оплаты установленных размеров единовременных сборов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 июня 1998 г. № 574 «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также продление срока их действия». Средства, полученные за выдачу лицензий и разрешений, а также за продление срока их действия, направляются в размере 50% на формирование Государственного фонда борьбы с преступностью и 50% — на текущий счет МВД России в соответствии со ст. 23 ФЗ «Об оружии» для возмещения организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий и разрешений, а также продлением срока их действия.

Отметим, что далеко не во всех случаях и не с каждого заявителя взимается указанный лицензионный сбор.

Без взимания единовременных сборов выдаются лицензии:

1) на приобретение, разрешения на хранение, ввоз (вывоз) и транспортирование основных частей огнестрельного оружия;
2) приобретение патронов юридическими лицами на территории РФ;
3) коллекционирование и экспонирование патронов юридическим лицам и гражданам.

Заявления граждан о выдаче лицензий принимаются в приемные дни в установленное время сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел либо сотрудниками, на которых возложены такие обязанности, в специально выделенных для этих целей служебных помещениях.

Заявления граждан Российской Федерации о выдаче лицензий, переоформлении и продлении срока их действия подаются в орган внутренних дел по местожительству.

Обращения о ввозе иностранными гражданами принадлежащего им оружия и патронов для участия в спортивных соревнованиях, в целях охоты или экспонирования представляются юридическими лицами, заключившими соответствующие контракты либо направившими приглашения в установленном порядке.

Иностранные граждане для получения лицензии на приобретение гражданского оружия и патронов к нему на территории РФ, а также разрешения на их вывоз из России представляют в ДООП МВД России ходатайство дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются.

Сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридических лиц заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем одновременно осуществляется регистрация представленных документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записи о выдаче заявителю лицензий либо письменных уведомлений об отказе в их выдаче.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;
2) невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий;
3) другие предусмотренные ФЗ «Об оружии» основания.

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

Не допускается регистрация заявлений и поступающих материалов, которые не имеют необходимых документов согласно перечню. К документам, составленным на иностранных языках, прилагаются их переводы, заверенные в установленном порядке.

О регистрации поступивших материалов заявителю выдается талон-уведомление с указанием лица, принявшего документы, и даты регистрации заявления. Заявления и поступившие материалы в течение двух суток представляются руководству органа внутренних дел для рассмотрения и вынесения письменных поручений исполнителям.

Ниже будет представлен перечень необходимых к получению соответствующей лицензии документов.
Обозначенный перечень полностью отражает списки, которые входят в блок информационной работы с гражданами в процессе оформления ими своих прав на оружие.

При получении лицензии на торговлю или коллекционирование оружия и патронов руководителю юридического лица необходимо представить:

1) заявление;

2)заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Учитывая то обстоятельство, что в роли заявителя выступает организация (юридическое лицо), удостоверение соответствия копий предоставленных документов их оригиналу может быть осуществлено в упрощенном порядке, минуя всем известную процедуру нотариального удостоверения. В данном случае вполне достаточно заверить их подлинность подписью руководителя и оттиском печати юридического лица.
К числу учредительных документов, прилагаемых к заявлению, относятся: выписка из устава организации, соответствующая целям заявленной деятельности (в нашем случае — торговли оружием), сведения об учредителях, руководителях и сотрудниках организации, данные о юридическом адресе, фактическом месте расположения исполнительного органа управления юридического лица, возможные места осуществления торговой деятельности;

3) договоры об аренде помещений, зданий, складов, используемых для хранения или размещения оружия и патронов, либо документы, подтверждающие право собственности на данные помещения;

4) лицензию на ведение музейной деятельности, выданную Минкультуры России (представляется только музеями);

5) акты комиссионных обследований помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов составленные сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров, а также специалистов Минкультуры РФ (при выдаче лицензий на коллекционирование);

6) акт, составленный подразделением вневедомственной  охраны при органе внутренних дел по местонахождению объект о соответствии оборудования мест хранения оружия и патронов, торговли ими (закрытых витрин, залов экспонирования требованиям, установленным МВД России;

7) копии приказов руководителя юридического лица о назначении заместителя руководителя юридического лица или лица, ответственного за сохранность оружия и патронов;

8) список работников (хранителей музеев), ответственных за хранение и выдачу оружия и патронов в местах их размещения, на которых возложена ответственность за их сохранность;

9) список работников, допущенных к продаже, хранению, выдаче и проведению разрешенных видов работ с оружием и патронами.

Указанные документы представляются также для продления срока действия выданных лицензий. При внесении изменений в лицензию представляются только документы, содержащие сведения о конкретных юридических фактах, вызвавших такие изменения, а также связанные с ними дополнительные материалы.

Для получения лицензии на коллекционирование гражданского оружия, холодного художественно оформленного оружия, копий и реплик антикварного оружия, а также иного разрешенного для коллекционирования оружия граждане Российской Федерации представляют по местожительству в орган внутренних дел:

1) заявление;

2) документ, удостоверяющий личность и гражданство Российской Федерации (здесь и в любых иных случаях оформления оружия в роли такого документа выступает общегражданский паспорт);

3) две фотокарточки размером 3 X 4 см (каких-либо принципиальных требований к поверхностям фотографии и используемого эмульсионного слоя бумаги (глянцевая или матовая) не предъявляется).

При коллекционировании огнестрельного и иного номерного оружия заявителю дополнительно необходимо представить список учета номеров имеющегося оружия, а при намерении включить в состав формируемой коллекции (собрания) наградное оружие — указать его данные. К списку прилагать подлинники лицензий и разрешений.

Для получения лицензий на приобретение оружия и патронов при первоначальном обращении руководители организации (кроме руководителей юридических лиц—поставщиков, юридических лиц, занимающихся коллекционированием оружия и патронов) должны представить в орган внутренних дел:

1) заявление;

2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) документы, подтверждающие законность владения (использования) помещений, зданий и складов для хранения или размещения оружия и патронов;

4) акты комиссионных обследований помещений, зданий и складов для хранения оружия и патронов, составленные сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей органов внутренних дел, государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров;

5) акты, составленные подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел по местонахождению объектов о соответствии оборудования их помещений для хранения оружия и патронов требованиям, установленным МВД России;

6) копию приказа руководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за сохранность оружия и патронов;

7) списки работников юридических лиц, допущенных к хранению, выдаче, производству разрешенных видов работ с оружием и патронами и (или) прошедших периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия;

8) расчет потребного количества оружия с учетом норм его обеспечения для данной организации, утвержденных Правительством РФ либо МВД России (для отдельных категорий юридических лиц).

В последующем лицензии на приобретение оружия и патронов выдаются юридическим лицам по представлению заявлений, сведений о наличии имеющегося оружия и других материалов, необходимых для принятия решения.

Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по местожительству в орган внутренних дел:

1) заявление с указанием паспортных данных и сведений об имеющемся оружии. Дополнительно в заявлении указываются адрес местожительства (жилых строений с оборудованными местами для хранения оружия и патронов);

2) ксерокопию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации, которая после сличения с подлинником заверяется личной подписью ответственного исполнителя на свободном поле документа с указанием даты приема документа (подчеркнем, что копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, даже в случае, если они были заверены нотариально, предоставляются только с подлинником документа. В противном случае вам будет отказано в приеме документов на выдачу необходимой лицензии (разрешения));

3) две фотокарточки размером 3×4 см;

4) медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием. Медицинская комиссия с целью выявления у гражданина каких-либо противопоказаний к владению оружием проходится им заблаговременно и только в специализированных клиниках системы МВД России.
На заключение также представляется соответствующий пакет документов, который включает в себя справку установленной формы, содержащей сведения об отсутствии у вас общераспространенных хронических заболеваний, наличии патологий и т.п., сведения из психоневрологического, противотуберкулезного диспансера о том, что вы не состоите на их учете, и в завершение — справка от нарколога с подобного рода данными. Медицинское освидетельствование граждан осуществляется без получения ими предварительного направления, исключение установлено в случае оформления служебного оружия. Лица, проходящие военную службу, представляют взамен медицинах документов справку из кадровых подразделений о прохождении данной службы и закреплении табельного оружия, а граждане, имеющие огнестрельное оружие, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами вместо вышеуказанных медицинских заключений и справок представляют разрешение на хранение, хранение и ношение оружия, в том числе служебного. При отсутствии указанных документов данные лица представляют документы на общих основаниях.

Перечень указанных документов представляется также в органы внутренних дел при продлении срока действия лицензий и разрешений.

Лица, проходящие военную службу, представляют взамен медицинских документов справку из кадровых подразделений о прохождении данной службы и закреплении табельного оружия, а граждане, имеющие огнестрельное оружие, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами вместо вышеуказанных медицинских заключений и справок представляют разрешение на хранение и ношение оружия, в том числе служебного. При отсутствии указанных документов данные лица представляют документы на общих основаниях.

При получении лицензии на приобретение спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия для занятия стрелковым спортом и охотничьего оружия, в том числе комбинированного, в целях охоты граждане Российской Федерации наряду с указанными документами представляют документы, удостоверяющие их право на охоту, с отметкой о проверке знаний правил безопасного обращения с охотничьим оружием в государственном органе управления охотничьим хозяйством или в общественном охотничьем объединении.

В заявлении о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом или охотничьего комбинированного оружия указываются сроки владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием (не менее пяти лет) либо сведения о профессиональной деятельности, связанной с охотой. К заявлению прилагается выписка из приказа руководителя организации, ведущей охотничье хозяйство, охотничий или морской зверобойный промысел, о назначении гражданина на соответствующую должность.

При повторном (в течение пяти лет) обращении в органы внутренних дел о получении лицензии гражданин Российской Федерации представляет только заявление и документы, свидетельствующие об изменении ранее изложенных анкетных данных.

Гражданин Российской Федерации при получении лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования представляет по местожительству в орган внутренних дел заявление с указанием имеющихся условий обеспечения сохранности оружия и сведений о выданной лицензии на его коллекционирование.

Гражданское холодное клинковое оружие, а также реплики и копии антикварного оружия приобретаются гражданами Российской Федерации с учетом требований ст. 13 ФЗ «Об оружии» по предъявлении лицензии на его коллекционирование. Для получения лицензии на приобретение оружия в порядке дарения либо наследования юридические лица и граждане Российской Федерации представляют по месту регистрации или по местожительству в органы внутренних дел, а иностранные граждане—в ДООП МВД России документы, предусмотренные для приобретения соответствующей категории гражданского оружия, и документы, подтверждающие право на наследство, ксерокопии договоров дарения, которые заверяются в порядке, установленном специальными инструкциями, либо— в случаях, когда оформление договорных отношений не предусмотрено — заявление дарителя в письменной форме.

До принятия решений о выдаче лицензий проводятся проверки о соблюдении условий хранения оружия и выявление обстоятельств, препятствующих сохранности оружия. Препятствие к проведению такого рода проверок, а равно инициирование ее проведения по ложному адресу, не соответствующему указанному в поданных к регистрации документах, автоматически расценивается как основание к отказу в удовлетворении заявления.

Материалы проверок приобщаются к заявлениям граждан.

По результатам изучения документов сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы либо лицо, исполняющее такие обязанности, выносит заключение о выдаче лицензии и на заявлении производит запись следующего содержания: «Полагал бы возможным выдать лицензию», которую заверяет личной подписью. Например: «Старший инспектор ЛРС ГУВД Н-ской области Иванов И.И. при рассмотрении представленных документов и отсутствии оснований к отказу в удовлетворении заявления полагает возможным выдать лицензию гр-ну Петрову А.А. (подпись) дата».

Обратим ваше внимание, что принятие подобного решения выносится инспектором единолично, но после предварительного согласования с руководителем органа внутренних дел или его заместителем — начальником милиции общественной безопасности либо лицами, исполняющими их обязанности. В ряде случаев для оформления заключений и решений могут использоваться соответствующие штампы, текстовая часть которых заверяется подписями уполномоченных должностных лиц. Наличие на разрешении такого рода штампа в силу практики его ежедневного употребления не является нарушением «духа и буквы закона».

После этого заявителю выдается уведомление на оплату установленного единовременного сбора за выдачу лицензии с указанием суммы и банковских реквизитов МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также номера счета на перечисление установленной части денежного сбора в Государственный фонд борьбы с преступностью. Оплата может быть произведена в любом отделении Сберегательного банка РФ, которые уполномочены на совершение подобного рода операций. Подчеркнем один важный момент — если вам будет предложено осуществить оплату непосредственно в момент выдачи лицензии в служебном помещении подразделения МВД России, действия сотрудника в таком случае будут носить заранее неправомерный характер и, как бы ни хотелось быстрее «оформить все формальности», от подобного рода действия стоит воздержаться. Здесь следует руководствоваться не столько этическими правилами (закон нарушать нельзя), сколько здравым смыслом, в частности подобного рода поведение можно расценить как провокацию с целью последующего отказа в выдаче лицензии и, кроме того, за счет вашего доброго имени пополнить статистику раскрываемости преступлений и борьбы с коррупцией в органах власти: «Мол, видите, граждане сами взятку дают». Кроме того, в материалах регистрации в обязательном порядке должна находиться квитанция об оплате регистрационного сбора как необходимый элемент, подтверждающий законность оформления оружия. Ее отсутствие при определенных обстоятельствах также может негативно отразиться на вас.

При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится соответствующее мотивированное заключение за подписью лица, осуществлявшего рассмотрение заявления и поступивших материалов, которое утверждается одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий. На его основании заявителю направляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в том числе нормативных правовых актов МВД России).

Лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях:

1) добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных ФЗ «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими оборот оружия. Принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений по указанным основаниям должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эту лицензию или разрешение. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений;

3) возникновения предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

4) конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик указанных оружия и патронов к нему.

Решение об аннулировании лицензии или разрешения может быть обжаловано их владельцем в судебном порядке.

В случае аннулирования лицензий или разрешений повторное обращение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет.

В случае добровольного отказа от лицензий или разрешений сроки для повторного обращения за их получением не устанавливаются.

Обязательной сертификации подлежат все производимые, ввозимые и вывозимые с территории РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия. Организация проведения работ по сертификации оружия и патронов и конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации. Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ. Технические требования и методы испытаний оружия и патронов устанавливаются государственными стандартами РФ в соответствии с положениями ФЗ «Об оружии».

При проведении сертификации в Системе сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему проверяются характеристики (показатели) объектов подтверждения соответствия и используются методы испытаний, позволяющие:

1) провести идентификацию объектов подтверждения соответствия;
2) подтвердить соответствие объектов подтверждения требованиям законодательных актов и нормативных документов.

Идентификация объектов подтверждения соответствия проводится в соответствии с требованиями государственных стандартов на соответствующие виды оружия, а также методических указаний по порядку и правилам идентификации гражданского и служебного оружия, разработанных и утвержденных центральным органом системы сертификации гражданского и служебного оружия.

Систематизация сведений о гражданском и служебном оружии необходима для обеспечения безопасности граждан Российской Федерации при обороте оружия, служит основанием для такого оборота.

Систематизация сведений производится посредством соответствующего Государственного кадастра, который является официальным сборником гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Кадастр издается Правительством РФ на основании перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Кадастр состоит из следующих разделов:

1)  «Гражданское оружие отечественного производства и патроны к нему»;
2) «Гражданское оружие иностранного производства и патроны к нему»;
3) «Служебное оружие и патроны к нему»;
4) «Оружие и патроны к нему, производимые только для экспорта»;
5) «Патроны испытательные, образцовые и другие для использования в технологических целях при производстве оружия».

В Кадастр вносятся сведения об оружии и патронах:

1) отечественного производства: наименование и обозначение модели оружия (типа патронов) и используемых патронов; основные технические показатели оружия и патронов; наименование разработчика и изготовителя; обозначение стандарта и технических условий; цветная фотография образца;

2) иностранного производства: наименование модели, патронов и т.д.

Номенклатура основных технических показателей оружия патронов, включаемых в Кадастр, определяется Ростехрегулированием.

Включение в Кадастр сведений о гражданском и служебном оружии и патронах к нему производится на основании результатов их обязательной сертификации.

Обязательной сертификации подлежат все производимые, ввозимые и вывозимые с территории РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, копий (реплик) оружия.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по согласованию с МВД России аккредитует органы по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также станции или лаборатории, проводящие сертификационные испытания:

1) на прочность и безопасность оружия;

2) соответствие медико-биологическим требованиям, а также требованиям к слезоточивым и раздражающим веществам и рецептурам на их основе с участием Минздравсоцразвития России;

3) на соответствие криминалистическим требованиям. Технические требования и методы испытаний оружия
и патронов к нему устанавливаются государственными стандартами РФ в соответствии с ФЗ «Об оружии».

Организация проведения работ по сертификации оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляется в порядке, установленном Минпромэнерго России.

На основании результатов сертификации, проверки представленных сведений, документов и образцов оружия или патронов орган по сертификации принимает решение об отнесении изделий к оружию или патронам либо к конструктивно сходным с оружием изделиям и выдает заявителю сертификат соответствия по форме, определяемой Ростехрегулированием.

Сертификат соответствия является основанием для оборота оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий на территории РФ, за исключением оружия и патронов, поступивших в оборот до 1 января 1994 г.

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов РФ. Контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими его, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.

Проверки проводятся в соответствии с планами работы, при проведении профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел, в функциональные обязанности которых входит контроль за оборотом оружия, при осуществлении проверок объектов и мест хранения оружия и патронов должны иметь письменные предписания.

Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия и патронов имеют право:

1) производить осмотр оружия в местах его производства, торговли и хранения (в том числе при экспонировании, транспортировании, перевозке и уничтожении);

2) безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории РФ, за исключением оружия и патронов, приобретенных до вступления в силу ФЗ «Об оружии», а также изымать оружие в случаях:

а) отсутствия лицензии на производство оружия или патронов, торговлю ими, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешения на хранение и использование либо разрешения на хранение и ношение оружия;

б) аннулирования вышеуказанных лицензий и разрешений;

в) нарушения юридическими лицами и гражданами установленных правил передачи, приобретения, коллекционирования, депонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством РФ;

г) выявления самодельного или переделанного гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками;

д) смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружие;

е) ликвидации юридического лица;

3) требовать для выполнения контрольных функций от юридических лиц и граждан представления устной или письменной информации, а также по письменному запросу — документов или их копий;

4) при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации, должностными лицами и работниками юридических лиц письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены.

Данные предписания излагаются в актах проверок юридических лиц либо рапортах о проверке условий хранения оружия, имеющегося у граждан;

5) в случаях выявления грубых нарушений правил хранения или торговли оружием и патронами, которые могут повлечь утрату, хищение или неправомерное использование оружия, производить опечатывание помещений мест торговли оружием и патронами, их экспонирования (выставок-продаж и аукционов), временно ограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговой деятельности до устранения выявленных недостатков, а при выявлении ситуаций, когда не обеспечивается сохранность оружия, — изымать его и передавать на ответственное хранение в органы внутренних дел;

6) по фактам нарушений установленных правил оборота оружия лицами, ответственными за его сохранность и безопасность использования, либо гражданами выносить письменные предупреждения либо составлять протоколы об административных правонарушениях;

7) принимать иные меры, предусмотренные законодательством РФ.

Проверки проводятся не реже одного раза в квартал с составлением акта, копия которого вручается руководителю юридического лица под роспись.

Объекты, на которых осуществляется складская деятельность по хранению оружия и патронов, а также организации, осуществляющие торговлю ими, проверяются не реже одного раза в месяц. В проверках обязаны принимать непосредственное участие руководители органов внутренних дел либо их заместители — начальники милиции общественной безопасности.

Проверки обеспечения сохранности и безопасности хранения, экспонирования или использования оружия также осуществляются в вышеуказанном порядке сотрудниками линейных внутренних дел, на территории обслуживания которых находятся указанные объекты, с последующим направлением материалов проверок в органы внутренних дел по местонахождению учетных (наблюдательных) дел.

Проверки должностных лиц, получивших служебное оружие во временное пользование, проводятся сотрудниками органов внутренних дел (участковыми инспекторами милиции, сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы) по местожительству указанных лиц не реже одного раза в полугодие, а граждан—владельцев оружия—не реже одного раза в год.

Непосредственно перед проведением проверки сотрудники, ее осуществляющие, обязаны представить к ознакомлению служебное удостоверение, выписку из плана проверки (в случае, если проверка плановая), предписание (постановление) на проведение проверки. В предписании должны быть в обязательном порядке отражены полные сведения о сотруднике, уполномоченном на проведение проверки (например, инспектор ЛРС УВД Ленинского района г. Н-ска, старший лейтенант милиции Иванов И. И.), адрес ее проведения и лицо, у которого она предстоит, например, провести проверку мест и условий хранения оружия У Ф-на Петрова А.А., 10.10.1982 года рождения, проживающего по адресу г. Н-ск, ул. Ленина, д. 17, кв. 18), цель и предмет проверки (как правило, указывается проверка условий и мест хранения оружия и патронов к нему). Важно помнить, что не допускается составление подобного рода документа непосредственно в процессе проведения проверки. Кроме того, представленный документ должен быть подписан руководителем органа, инициировавшего проверку, и скреплен гербовой печатью. Второй экземпляр документа обязательно вручается гражданину под роспись. Вместе с этим сотрудник обязан разъяснить права и обязанности проверяемого лица непосредственно перед началом проверки (на практике порой об этом забывается).

Проверка должна быть ограничена исключительно рамками места хранения оружия и способами подхода к нему. Кроме того, проверяющий вправе затребовать документы, удостоверяющие право на владение оружием. По результатам проверки независимо от ее итогов составляется акт, второй экземпляр которого предоставляется гражданину, первый хранится в регистрационном деле. В акте отражается все, что было проверкой установлено, а в случае,   | если возникает необходимость в устранении отдельных недостатков, Об этом делается отметка в акте с указанием сроков выполнения соответствующих «работ», о результатах которых впоследствии гражданин обязан известить сотрудников подразделения лицензионно-разрешительной работы.

Итоги проверки могут быть самыми различными: выявление незначительных недостатков, устранение которых может быть осуществлено незамедлительно и наличие которых не связано с применением суровых карательных санкций к виновному (например, недостаточное крепление сейфа, в котором хранится оружие) вплоть до серьезных (отсутствие документов на оружие, несовпадение фактических номеров оружия с номерами, указанными в документах). В последнем случае оружие подлежит изъятию, а место хранения —опечатыванию вплоть до окончательного принятия решения по существу вопроса. В любомслучае важно помнить, что все действия сотрудников должны быть 1 обязательно и четко зафиксированы в предоставленном вам акте. При изъятии оружия и патронов составляется протокол, который в течение суток вместе с актом проверки объекта или рапортом о проверке гражданина — владельца оружия представляется руководству органа внутренних дел для принятия решения в установленном порядке.

При изъятии оружия и патронов у работника юридического лица по фактам допущенных нарушений выносится письменное предписание (предупреждение) руководителю юридического лица, а у работника юридического лица в случаях грубых нарушений аннулируется разрешение на хранение и ношение оружия.

Изъятые у работника оружие и патроны после устранения недостатков возвращаются руководителю юридического лица или лицу, ответственному за сохранность оружия в организации.

Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладко-вольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий должны оформить ряд документов.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).