вопрос:

Что такое система ипотечного жилищного кредитования?

Опубликовано: 24 марта 2009, 21:03

Ответ: Система ипотечного жилищного кредитования разворачивается, но пока годовой суммарный объем кредитов — менее 10 млрд. рублей. Составной частью системы ипотечного жилищного кредитования являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Однако при существующей законодательной базе возникающие во многих регионах России подобные схемы, в том числе схемы долевого участия в строительстве и жилищно-нако-пительные кооперативы, обладают повышенными рисками для граждан, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие возвратность вложенных ими средств. Все это привело к тому, что:

— состоят в очереди на улучшение жилищных условий 4,43 млн. семей (8,6%);

— время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15—20 лет;

—  количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей);

— общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. кв. м (55% имеющегося фонда);

—  за 2003 г. улучшили жилищные условия 230 тыс. семей (0,7% желающих).

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье.

В жилищном законодательстве существуют несомненные пробелы, сдерживающие:

1) спрос на рынке жилья, в том числе:

а)  все еще достаточно высокие процентные ставки по ипотеке (11—13%);
б)  высокие цены на жилье;
в)  смешанный состав очереди на получение социального жилья;
г)  высокие ограничения в области определения жилищных
прав;

2) предложение на рынке жилья, в т. ч:

а)  большое количество согласований исходно-разрешительной документации;
б) отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.
Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой «Жилище» на 2002—2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты:

а) сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15—20 лет до 5—7 лет,
б) а также обеспечение уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года.

В 2004 г. закончился первый этап этой Программы. Прошедший 3-летний период можно назвать предварительным этапом, в процессе которого было разработано большинство подпрограмм, накоплен первый опыт их практической реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определились и основные недостатки:

а) дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;
б)  отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам;
в)  отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
г) слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;
д) отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.

С 2005 г. начался второй, основной 6-летний этап Программы. С целью повышения ее эффективности предлагается:

1. Изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья.

2. Учесть в тексте Программы вопросы, связанные с принятием пакета законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, а также необходимость разработки и принятия нормативных актов федерального и регионального уровней с целью реализации указанного пакета законопроектов.

3.  Выделить в Программе два основных блока подпрограмм, имеющих цель:

а) государственное стимулирование спроса на рынке жилья путем адресной целевой поддержки отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства;
б) государственное стимулирование предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры, участков для строительства жилья, а также реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства

Опыт реализации Программы «Жилище» в качестве государственного заказчика-координатора позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для выполнения установленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается, если эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий. В форме государственных жилищных сертификатов.

Основу второго блока должна составить новая подпрограмма с рабочим названием «Формирование участков под жилищное строительство».

В этой подпрограмме и частично в подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда» в соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ необходимо разработать и реализовать механизм выделения и инженерного обустройства участков, имеющих комплект исходно-разрешительной документации для строительства жилья. А также механизм последующей реализации таких участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе. Финансирование работ по формированию участков будет осуществляться на паритетных началах за счет регионального (муниципального) и федерального бюджетов. Федеральные средства — на возвратной основе (например, беспроцентный кредит). При этом наносится серьезный удар по условиям существования в строительном процессе таких понятий, как «коррупция» и «взятки».

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).