вопрос:

Административное расследование

Опубликовано: 15 августа 2010, 20:29

Согласно ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Здесь необходимо обратить особое внимание на следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для защиты по делам рассматриваемой категории. Процедура принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования предусматривает соблюдение следующих обязательных условий:

а) полномочия на принятие такого решения имеются только:

– у должностных лиц органов внутренних дел (милиции) на основании п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ -по материалам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.2,ч. 3-6 ст. 12.5,12.8,ч.3ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ст. 12.26, ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ. Перечень должностных лиц, имеющих полномочия на составление протокола по рассматриваемой категории дел, закреплен Приказом МВД РФ от 02.06.2005 № 444 (в последней ред. от 16.06.2008) «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» (зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2005 № 6824).

– у должностных лиц органов внутренних дел (милиции) на основании ст. 2 23.3 КоАП РФ – по материалам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.2, ст. 12.9,ч. 1 ст. 12.10, ст. 12.17-12.24 КоАП РФ;

-у судей по признакам административных правонарушений, предусмотренным ч. 4 ст. 12.2, ч. 3-6 ст. 12.5, ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ст. 12.26, ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ;

б) решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должно быть принято исключительно в форме определения, а не в иной форме (постановления, протокола, приказа, распоряжения и т. п.);

в) решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должно быть принято немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Немедленным должно считаться такое определение, которое вынесено на месте выявления административного правонарушения в эти же сутки. Вынесение определения на следующие сутки, а тем более через несколько дней, является основанием для подачи ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении.

Если после ознакомления с материалами об административном правонарушении будет установлено, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принято должностным лицом, не уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а также если недолжным лицом составлен протокол об административном правонарушении, на это следует обратить внимание суда (мирового судьи), рассматривающего дело по существу. В связи с тем, что в административном судопроизводстве ведение протокола судебного заседания не предусмотрено, а подача всех ходатайств должна быть осуществлена в письменном виде, в описанной ситуации следует подать ходатайство на имя судьи (желательно через канцелярию) о прекращении производства по административному делу.

Согласно ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Нарушение требований ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ (отсутствие необходимых реквизитов определения о возбуждении административного дела, отсутствие расписки о том, что участникам производства разъяснены их права, невручение копии определения) является основанием для заявления ходатайства о прекращении производства по административному делу.

Согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа – на срок до шести месяцев.

Согласно ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее одного месяца после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же протокол об административном правонарушении составлен позднее, то необходимо в материалах дела проверить:

– наличие письменного ходатайства должностного лица, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, о продлении срока административного расследования;

– наличие санкции вышестоящего должностного лица на продление срока административного расследования;

–  не превышает ли срок административного расследования после продления двух месяцев (а по делам о причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – шести месяцев).

Нарушение сроков может выражаться в следующих действиях:

–  протокол об административном правонарушении составлен за пределами сроков административного расследования (например, дата выявления факта административного правонарушения – 15 марта, дата вынесения определения о возбуждении административного дела -15 марта, дата составления протокола об административном правонарушении -16 апреля);

–  протокол об административном правонарушении составлен после продления сроков административного расследования, но само продление оформлено за пределами первоначального срока (например, дата выявления факта административного правонарушения – 15 марта, дата вынесения определения о возбуждении административного дела -15 марта, дата удовлетворения ходатайства должностного лица о продлении срока административного расследования до двух месяцев -16 апреля, дата составления протокола об административном правонарушении – 15 мая);

–  протокол об административном правонарушении составлен после продления сроков административного расследования, но само ходатайство о продлении удовлетворено ненадлежащим должностным лицом.

Составление протокола об административном правонарушении за пределами сроков административного расследования является основанием для подачи ходатайства о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).