вопрос:

Какие существуют процессуальные права по сбору доказательств участниками ДТП и органами, расследующими ДТП?

Опубликовано: 13 ноября 2009, 16:48

Административное дело о ДТП возбуждается с момента составления первого протокола по данному делу (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Сотрудники правоохранительных органов при расследовании данных дел должны собирать доказательства по строго заданным направлениям (вопросам), которые определены в ст. 26.1 КоАП РФ.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

•   наличие события административного правонарушения;
•   лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
•   виновность лица в совершении административного правонарушения;
•   обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
•   характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
•   обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
•   иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. КоАП РФ в ст. 26.3—26.11 содержит правила (требования) относительно того, как и какие доказательства следует приобщать к делу, как их получать, оформлять результаты их получения. Для того чтобы уметь разбираться в данных положениях закона, нужно все-таки быть юристом. Но мы постараемся изложить вам данный материал для того, чтобы участники ДТП всегда могли увидеть процессуальную ошибку и своевременно заявить о своем праве.

В случаях если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения необходимо осуществление экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, целесообразно на основании ст. 28.7 КоАП РФ проводить административное расследование. В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ решение о проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным согласно ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

О том, что будет проводиться экспертиза, составляется и выносится определение. Полностью процесс оформления проведения экспертизы указан в ст. 26.4 КоАП РФ. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

•   основания для назначения экспертизы;
•   фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
•   вопросы, поставленные перед экспертом;
•   перечень материалов, представляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключение эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Возможно, для проведения экспертизы потребуются проведение другого действия, взятие проб и образцов, которое производится на основании ст. 26.5 КоАП РФ. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ.

Статья 27.10 КоАП РФ закрепляет порядок изъятия вещей и документов. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения судоводителя, пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

По окончании административного расследования по факту совершенного нарушения Правил дорожного движения в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

При оформлении материалов по факту нарушения Правил дорожного движения, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, схему места дорожно-транспортного происшествия, протокол осмотра транспортного средства, справку по дорожно-транспортному происшествию.

В схеме места дорожно-транспортного происшествия рекомендуется указывать:

•   место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
•   ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;
•   ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
•   положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
•   направление движения участников ДТП до момента его наступления.

Как одно из доказательств по делу будут рассматриваться и объяснения участников ДТП. Статья 26.3 КоАП РФ устанавливает следующий порядок оформления объяснений участников ДТП. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

По факту ДТП на месте его совершения в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении либо принимается решение о проведении административного расследования. При оформлении материалов о ДТП по факту нарушения Правил дорожного движения, ответственность за совершение которого установлена КоАП РФ, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении, в котором рекомендуется отражать наступившие последствия. В случае когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.

Сведения о причиненных телесных повреждениях рекомендуется получать в медицинском учреждении по запросу, куда доставлялся (обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший. Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо ГИБДД МВД России, осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении судебно-медицинской экспертизы.

В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда здоровью в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении. При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, сотруднику ГИБДД, производившему административное расследование, рекомендуется незамедлительно представить материалы начальнику (командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания.

При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение Правил оставил место ДТП, составляется рапорт и принимаются меры по розыску скрывшегося водителя. При установлении личности водителя на него составляется протокол об административном правонарушении по факту оставления места ДТП в нарушение Правил, в котором целесообразно отражать сведения, подтверждающие противоправный характер его действий. К протоколу об административном правонарушении рекомендуется приобщать рапорты сотрудников милиции с изложением действий по выявлению водителя, скрывшегося с места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные данные. По факту совершения нарушений Правил дорожного движения, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется проводить административное расследование.

Доказательствами по делу об административном правонарушении могут являться и документы. Согласно ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и иные носители информации. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Доказательства по делу об административном правонарушении могут истребоваться (запрашиваться) у организаций всех форм собственности и органов государственной власти и местного самоуправления. Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежат исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, — незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Предметы и вещи, изъятые с места ДТП, могут быть оформлены как вещественные доказательства по делу в соответствии со ст. 26.6 КоАП РФ. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном КоАП РФ.

При оформлении материалов по факту ДТП, которое повлекло причинение материального ущерба, составляют схему места ДТП и приобщают к ней сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в ДТП, объяснения участников и свидетелей ДТП. При этом должностному лицу, оформляющему материалы, целесообразно составлять рапорт, в котором рекомендуется излагать дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу, а также выдавать справки об участии в дорожно-транспортном происшествии.

Инспектор (старший инспектор) по административной практике, инспектор (старший инспектор) дознания по окончании рассмотрения материалов о ДТП, повлекшем причинение материального ущерба, выдает справки участникам ДТП.

При выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 12.4 КоАП РФ, в случаях, когда водитель или иное лицо отрицают свою причастность к установке на транспортном средстве указанных в этой статье приборов или устройств, рекомендуется получить объяснения с указанных лиц, составить рапорт и вынести решение о проведении административного расследования. При оформлении материалов по факту управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в целях получения достоверной информации о наличии права управления транспортным средством, лишении права управления транспортным средством, обстоятельствах, смягчающих или отягчающих ответственность, рекомендуется принимать решение о проведении административного расследования.

В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

В соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется доставление нарушителя в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в случае нарушения Правил дорожного движения, за которое может быть назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя до вынесения постановления по делу об административном правонарушении изымается водительское удостоверение и одновременно выдается временное разрешение на управление транспортным средством до вступления в законную силу постановления по делу. Такое временное удостоверение выдается на основании приказа МВД России от 1 августа 2002 г. № 720 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 472».

При совершении нарушения Правил дорожного движения в случае, когда у водителя уже ранее изъято водительское удостоверение, рекомендуется не изымать временное разрешение на право управления транспортными средствами. При этом факт осуществленного ранее изъятия водительского удостоверения целесообразно отражать в протоколе об административном правонарушении.

При нарушении правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов в случаях, предусмотренных ст. 12.4 КоАП РФ, в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ осуществляется изъятие указанных вещей и составляется протокол изъятия вещей и документов. При невозможности изъятия устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов рекомендуется осуществлять арест указанных вещей в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ и составлять протокол об аресте.

В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. I и 2 ст. 12.7 КоАП РФ, подлежат наложению административного штрафа или предупреждению. Лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930 утверждены Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).