вопрос:

Контроль землепользования

Опубликовано: 3 ноября 2009, 23:40

Функции осуществления земельного контроля, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и распространяются как на сферу землепользования, так и на сферу землеустройства.

Объектом контроля в рассматриваемом случае являются на холящиеся в собственности (пользовании, владении) граждан земельные участки, а также правоотношения, связанные с и предоставлением, изъятием и использованием. Контроль осуществляется для обеспечения установленного порядка земле-: пользования и защиты законных прав и интересов граждан — собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков.

Порядок осуществления контроля над землепользованием определен соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минюста РФ от 27.12.2007 № 254. Должностные лица, осуществляющие контроль над надлежащим землепользованием (в том числе гражданами — собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков), вправе:

• запрашивать и безвозмездно получать от граждан необходимые для осуществления госземконтроля документы и сведения о состоянии, использовании и охране земель, в том числе:

– документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты;
– сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки.

•   посещать (при предъявлении служебного удостоверения) и обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде в целях осуществления госземконтроля;

•   давать гражданам – собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;

•    составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

•    рассматривать в установленном порядке (в пределах своей компетенции) дела об административных правонарушениях и налагать на виновных в их совершении административные штрафы;

•    выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении;

•    обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении (пресечении) действий, препятствующих осуществлению законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;

•    в необходимых случаях — направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности.

Основная форма контроля — проверка землепользования. В ходе ее устанавливаются:

•    выполнение гражданами — собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков требований земельного законодательства:

– о недопущении самовольного занятия земельных участков;
– о самовольном обмене земельными участками;
– об использовании земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов (без документов, разрешающих осуществление деятельности в соответствии с целевым предназначением земельного участка);

•    соблюдение порядка переуступки права пользования земельным участком (если такая переуступка имеет место);

•    выполнение требований земельного законодательства о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

•    выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

•    порядок предоставления сведений о состоянии земель;

•    исполнение предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, а также выполнение гражданами — собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков иных требований земельного  законодательства по вопросам использования и охраны земель. В пределах установленной сферы деятельности.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Основанием для проведения внеплановой проверки могут служить жалобы и обращения физических и юридических лиц по вопросам нарушения земельного законодательства, обращения органов государственной власти (органов местного самоуправления) по вопросам нарушения земельного законодательства, сообщения СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие нарушения земельного законодательства, а также вступившие в законную силу акты судебных органов. Для того, чтобы проверяющие могли начать действовать, издается приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В приказе (распоряжении) указываются:

1) номер и дата издания;
2) наименование уполномоченного территориального органа;
3)  фамилия, имя, отчество и должность инспектора, уполномоченного на проведение проверки;
4) фамилия, имя, отчество гражданина, в отношении которого проводится проверка;
5) цели, задачи и предмет проводимой проверки;
6)  правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
7) дата начала и окончания проверки;
8) наименование должности, фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего приказ (распоряжение).

Заверенная оттиском печати соответствующего структурного подразделения копия приказа (распоряжения) о проведении проверки предъявляется инспектором гражданину до ее начала одновременно со служебным удостоверением.

При проведении проверок должностные лица (инспекторы) территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии обязаны:

•    исполнять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений землепользования;
•    соблюдать законодательство, права и законные интересы граждан — собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков;
•    проводить проверки на основании и в строгом соответствии с приказами (распоряжениями);
•    посещать объекты (земельные участки) граждан в целях проведения проверок только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и приказа (распоряжения) на проверку;
•    не препятствовать гражданам – собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков присутствовать при проведении проверки, в необходимых случаях — давать им разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и предоставлять относящуюся к предмету проверки информацию;
•   знакомить граждан (либо их представителей) с результатами проверок.

При проведении проверки допускается использование сведений государственного земельного кадастра и государственного кадастра недвижимости, государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, а также иных сведений, предусмотренные законодательством. В ходе проверки могут проводиться обмеры земельных участков, их фото- и видеосъемка. По результатам проверки составляется акт (с приложением в необходимых случаях материалов, содержащие сведения о наличии состава правонарушения).

В акте проверки землепользования указываются:

1) дата, время и место его составления;
2) наименование территориального органа, осуществлявшего проверку;
3) дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого проведена проверка;
4) фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку;
5) фамилия, имя, отчество, паспортные данные гражданина-собственника (владельца, пользователя, арендатора земельного участка);
6)  фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при проведении проверки;
7) дата, время и место проведения проверки;
8) сведения о результатах проверки, в том числе — при наличии таковых — о выявленных нарушениях, об их характере, а также о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
9) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом гражданина, присутствовавшего при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;
10) подпись должностного лица, осуществившего проверку.

К акту прилагаются объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за совершение нарушений, и другие документы (их копии), имеющие отношение к проверке.

Этот документ является основанием для возбуждения административного производства и привлечения виновных лиц к административной ответственности. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается гражданину, в отношении которого проводилась проверка под расписку или посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

При выявлении в ходе проверки нарушения земельного законодательства гражданину, в отношении которого проводилась проверка, одновременно с актом вручается и предписание об устранении нарушения, например:

•    об использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, устанавливающих (удостоверяющих) право на земельный участок;
•    об использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах;
•    о невыполнении требований по сохранности межевых знаков границ земельного участка.

В течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, проводится проверка устранения соответствующего нарушения. В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок гражданин заблаговременно направляет должностному лицу, выдавшему предписание об Устранении нарушения земельного законодательства, ходатайство с просьбой о продлении срока устранения нарушения с приложением документов, подтверждающих принятие нарушителем исчерпывающих мер для устранения нарушения в установленный срок.

Об устранении нарушения должностным лицом территориального органа, выдавшим предписание, составляется акт (с приложением документов, подтверждающих устранение нарушения). В противном случае одновременно с актом о том, что нарушение не было устранено, составляется протокол об административном правонарушении. Протокол может быть составлен и непосредственно по окончанию проверки. Но для этого должны наличествовать соответствующие основания. Иными словами, должно быть выявлено административное правонарушение. Если это произошло, то на основании выявления указанного факта немедленно составляется соответствующий протокол. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется в случае выявления в результате проверки административного правонарушения, предусмотренного:

1) статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) (самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности);
2) частью 1 ст. 7.2 КоАП РФ (уничтожение межевых знаков границ земельных участков);
3) статьей 7.10 КоАП РФ (в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка);
4)  статьей 8.5 КоАП-РФ(в части сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии земель);
5) статьей 8.7 КоАП РФ(в части невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению);
6) статьей 8.8 КоАП Рф(в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом);
7)  частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей);
8) частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ(невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений
законодательства);
9)  статьей 19.6 КоАП РФ (непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
10) статьей 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде);
11) частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ).

В протоколе обязательно должны быть указаны следующие позиции:

•   дата и место его составления;
•   должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
•    сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
•    фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;                 
•    место, время совершения и событие административного правонарушения;
•    статья (пункт, подпункт статьи) закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
•    объяснение гражданина, в отношении которого составлен протокол;
•    иные сведения, необходимые для разрешения дела. 

При составлении протокола гражданину, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их законные права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Протокол подписывается инспектором и гражданином, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При ознакомлении с протоколом гражданин вправе представить (в письменном виде) свои объяснения и замечания, которые приобщаются к протоколу инспектором.

В случае отказа гражданина от подписания протокола (неявки для его составления) инспектором делается соответствующая запись в протоколе. В этом случае копия протокола направляется гражданину заказной почтой с уведомлением о вручении.

Протокол об административном правонарушении совместно с материалами, полученными при проведении проверки, формируется в административное дело. Оно в течение трех суток с момента составления протокола передается в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии либо в суд для рассмотрения в соответствии с их компетенцией. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола либо с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. При выявлении признаков преступления материалы, указывающие на его наличие, передаются в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании его рассмотрения. Уточним, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по этому делу либо о назначении административного наказания. В постановлении обязательно должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество лица, вынесшего постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о гражданине, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья (пункт, подпункт статьи) закона, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания для прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления;
8)  информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается главным инспектором уполномоченного территориального органа и заверяется оттиском печати. Одновременно с постановлением о назначении административного наказания выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства с установлением срока устранения нарушения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении и предписание вручается гражданину, в отношении которого оно вынесено, под расписку либо высылается ему в течение трех дней со дня вынесения постановления. Обжалование постановление производится в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, в течение десяти дней, начиная с даты вынесения постановления, и подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение десяти дней с даты поступления (вместе с материалами, необходимыми для рассмотрения).

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).