вопрос:

Общий порядок проведения государственной регистрации прав на земельный участок

Опубликовано: 3 ноября 2009, 23:10

Рассмотрим основные вопросы процедуры регистрации подробнее.

Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав от заявителя уполномоченным работником территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При приеме документов гражданин-правообладатель предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий его личность), а доверенное лицо, кроме того, и документ, подтверждающий предоставленные ему полномочия.

Примерный состав документов, представляемых на государственную регистрацию прав на земельный участок:

1) заявление о государственной регистрации прав на земельный участок;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3)  кадастровый паспорт. Представление кадастрового паспорта (плана) земельного участка не требуется, если соответствующий документ ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов;

4) договор о совершении сделки с земельным участком либо:

–  акт о праве на недвижимое имущество, изданный органом государственной власти (органом местного самоуправления) в рамках предоставленной компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания — если соответствующее право на земельный участок возникло в силу издания таких актов;
– свидетельство о праве на наследство — если соответствующее право на земельный участок возникло в порядке его наследования;
– вступивший в законную силу судебный акт — если соответствующее право на земельный участок возникло в силу решения (постановления, приговора и т.п.) суда;
–  иные акты передачи прав на земельный участок и сделок с ним, изданные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения либо иные документы (например, похозяйственная книга; см. в этой связи ст. 252 Закона № 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на земельный участок.

Заметим, что законодательство запрещает отказывать заявителям в приеме документов на государственную регистрацию прав. Вместе с тем, заявителям — при наличии на то оснований — может быть предложено предоставить недостающие документы, а также документы, полностью отвечающие установленным требованиям оформления и содержания (вместо документов, не отвечающих таким требованиям).

В частности, документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны:

•    без искажений отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
• содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права;
•    быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, а также иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть разборчиво написаны (напечатаны). Наименования юридических лиц, упоминаемых по тексту,  должны указываться без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества, а также адреса упоминаемых по тексту граждан также должны указываться полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы:
•    имеющие подчистки либо приписки;
•    имеющие зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления;
•    исполненные карандашом;
•  с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Следует также обратить внимание на то, что все документы, за исключением заявления, должны быть представлены для проведения регистрации в двух экземплярах — подлинника и его копии. При регистрации прав в силу сделки с земельным участком, совершенной в простой письменной (не нотариальной) форме, представляются оба подлинника (договора).

О приеме документов на государственную регистрацию прав заявителю выдается расписка с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления (с точностью до минуты).

Сделка с земельным участком считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке (праве) в ЕГРП. Но лишь в случае, если в процессе процедуры регистрации не были выявлены причины для отказа в регистрации (приостановлении регистрации), по истечении установленного срока свидетельство о государственной регистрации прав (вместе с экземплярами документов, подлежащими возврату) выдаются правообладателю или его доверенному лицу. При наличии у последнего нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).