вопрос:

Порядок постановки земельного участка на кадастровый учет

Опубликовано: 3 ноября 2009, 22:38

Для постановки земельного участка на кадастровый учет гражданин — правообладатель (либо его доверенное лицо) должен обратиться с заявлением в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — уполномоченный орган).

Уточним, что кадастровый учет осуществляется не только в связи с образованием земельного участка, но и в связи с:

•    необходимостью учета части земельного участка;
•    прекращением его существования;
•    изменением уникальных характеристик земельного участка.

Заявитель — лично или по почте — предоставляет заявление и необходимые документы.

Примерный перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины;

2)  межевой план (см. далее) — при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка;

3) копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном законодательством порядке — если в соответствии с законодательством местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ. Верность копии документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Представление копии не требуется в случае, если заявитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике, который после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю;

4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

5)  копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок (при учете изменении или снятии с учета, если отсутствуют сведения о зарегистрированном праве данного заявителя на земельный участок);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное, или устанавливаемое ограничение — обременение — вещных прав на него в пользу заявителя. Документ требуется при учете части земельного участка, за исключением случая, когда заявителем является собственниц земельного участка и в государственном кадастре недвижимо ста содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на данный земельный участок;

7) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением соответствующих сведений о земельном участке);

8) копия документа, подтверждающего, в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением соответствующих сведений).

В общем случае постановка земельного участка на учет, учет части земельного участка, учет изменений уникальных характеристик земельного участка, а также снятие земельного участка с учета осуществляется уполномоченным органом в срок не более чем 20 рабочих дней, начиная со дня получения соответствующего заявления о кадастровом учете. За постановку на учет земельного участка уплачивается государственная пошлина. Учет части земельного участка, учет изменения уникальных характеристик земельного участка, а также снятие земельного участка с учета осуществляется без уплаты государственной пошлины.

В случае принятий решения об осуществлении кадастрового учета уполномоченный орган обязан выдать заявителю лично под расписку:

1) кадастровый паспорт земельного участка (при постановке на учет такого объекта недвижимости);

2) кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о нем (при учете изменений уникальных характеристик земельного участка);

3) кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о той его части, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части земельного участка);

4) кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении его существования (при снятии с учета земельного участка).

Если в течение 30 рабочих дней со дня истечения установленного для выдачи документа срока заявитель не явился в орган кадастрового учета, то такой документ направляется ему посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу. Документ высылается почтой с наступлением установленного срока, если соответствующая просьба содержится в заявлении о проведении кадастрового учета.

Уполномоченный орган вправе также принять решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными указанным федеральным законом особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Отказ в осуществлении кадастрового учета земельного участка допускается, если:

1) земельный участок, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом № 221-ФЗ;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного федерального закона;

3) земельный участок, о кадастровом учете которого предоставлено заявление, образуется из объекта (объектов) недвижимости и раздел (выдел доли) в натуре (иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым земельным участком) не допускается в соответствии с установленными указанным федеральным законом требованиями;

4) земельный участок, о кадастровом учете которого предоставлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения котором носят временный характер. Но есть исключения: случаи выдела (раздела) земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (т.н. измененный земельный участок);

5) с заявлением о кадастровом учете земельного участка обратилось ненадлежащее (не уполномоченное на то) лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка (см. далее), однако так и не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

7) размер земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

8) размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

9) доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

10) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления
сервитута;

11) одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

12) земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принимается также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принимается также в случае, если:

1) в результате кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом № 221-ФЗ требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или — если такой размер не установлен — на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный указанным федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с указанным федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения Закона № 221-ФЗ, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения, а в необходимых случаях — и рекомендации о доработке представленных документов.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка принимается в сроки, предусмотренные Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, уполномоченный орган направляет уведомление. Он уведомляет о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе), а также посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Осуществление кадастрового учета земельного участка приостанавливается в случае, если:

1)  имеются противоречия между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о нем (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) заявителем не были представлены все необходимые для кадастрового учета документы.

При принятии уполномоченным органом решения о приостановлении осуществления кадастрового учета должны быть установлены возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения.

В том числе связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и т.п.

Решение о приостановлении должно содержать:

1)  причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения Закона № 221-ФЗ;

2)  указание на конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия;

3)  выявленные возможные причины возникновения этих обстоятельств;

4) рекомендации по устранению данных причин. В частности, решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены заявителем для осуществления кадастрового учета земельного участка.

Уполномоченный орган направляет уведомление о принятии такого решения не позднее рабочего дня, следующего за Днем принятия решения о приостановлении, принимаемым в сроки, предусмотренные Законом № 221-ФЗ (см. ранее).

Направляется уведомление по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе), а также посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановление кадастрового учета земельного участка, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, то исправление таки ошибок осуществляется в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.

Осуществление кадастрового учета земельного участка приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о его приостановлении, но не более чем на три месяца. Решение о приостановлении кадастрового учета земельного участка может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).