вопрос:

Особенности перехода права собственности на земельный участок при переходе права собственности на здания (строения, сооружения), расположенные в пределах этого земельного участка

Опубликовано: 3 ноября 2009, 22:18

В соответствии с законодательством переход права собственности на расположенные в пределах земельного участка здания (строения, сооружения) к гражданину, не являющемуся собственником этого земельного участка, влечет за собой следующее. Этот гражданин обретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием (строением, сооружением) и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, в которых они принадлежали прежнему собственнику здания (строения, сооружения). При переходе права собственности на здание (строение, сооружение) к двум и более гражданам порядок пользования соответствующим земельным участком определяется либо с учетом долей указанных граждан в праве собственности на здание (строение, сооружение), либо в соответствии со сложившимся порядком пользования земельным участком.

С правовой, да и с практической точки зрения, весьма важен еще один момент. Гражданин, являющийся собственником здания (строения, сооружения) в пределах не принадлежащего ему земельного участка, обладает преимущественным правом покупки (а равно и аренды) этого земельного участка, реализуемого в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Гражданин, являющийся собственником здания (строения, сооружения) в пределах земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, вправе приобрести в собственность соответствующий земельный участок в порядке его выкупа или приватизации.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — федеральными законами (из земель, находящихся в федеральной собственности), законами субъектов Российской Федерации (из земель, находящихся в собственности соответствующих субъектов) либо нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (из земель, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований).

В связи с этим уточним, что продажа земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, гражданам — собственникам расположенных в пределах соответствующих участков зданий (строений, сооружений), должна осуществляться по цене, установленной органами исполнительной власти (органами местного самоуправления). Однако цена эта не может превышать кадастровую стоимость соответствующего земельного участка. При этом площадь подлежащего продаже земельного участка определяется за вычетом площади той его части, которая занята зданием (строением, сооружением) и необходима для его использования. Местоположение границ земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом его естественных границ, фактического землепользования, а также местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии).

Для приобретения прав на земельный участок гражданин представляет в соответствующий исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления) письменное заявление о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и иных необходимых документов.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности (а равно — в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования) принимается органом власти (управления) в месячный срок, начиная с даты поступления заявления и необходимых документов.

Если предназначенный для передачи в собственность земельный участок не состоит на государственном кадастровом учете (либо в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта этого земельного участка), то орган власти (управления) в месячный срок, начиная со дня поступления вышеуказанного заявления, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После этого заявитель обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении соответствующего земельного участка и обращается с заявлением об осуществлении его государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном законодательством. В этом случае решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается органом власти (управления) в течение двух недель после представления заявителем кадастрового плана. Договор купли-продажи (аренды) заключается с заявителем в течение недели после принятия вышеуказанного решения.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).