вопрос:

Земельное законодательство РФ и его основные принципы правового регулирования земельных отношений с участием граждан (физических лиц)

Опубликовано: 3 ноября 2009, 22:03

Приступая к рассмотрению общих вопросов правового регулирования земельных отношений, необходимо, в первую очередь, обратиться к содержанию отечественного земельного законодательства. Для этого имеется, по меньшей мере, две веских причины.

Во-первых, читателям будет довольно сложно разобраться в нюансах земельных правоотношений без предварительного знакомства с их законодательными основами. Во-вторых, в течение года, предшествовавшего выходу в свет этой книги, в земельном законодательстве, включая Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ), произошли заметные изменения, многие из которых едва успели вступить в действие.

Упомянем и об изменениях .в системе управления земельными правоотношениями, которые происходят в рамках административной реформы. Так, с 01.03.2009 упразднены в качестве самостоятельных органов государственного управления сразу три федеральных службы, в ведении которых находились ключевые вопросы управления земельными правоотношениями.

Одновременно вместо них сформирована новая управленческая структура — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в составе Министерства экономического развития России (Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2009 № 256). Свою повседневную деятельность служба осуществляет в соответствии с регламентом (утвержден приказом Росрегистрации от 12.09.2006 № 154). При этом исполнение возложенных на службу государственных функций осуществляется ее должностными лицами в соответствии с административными регламентами, в том числе:

•    административным регламентом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее — Минюст РФ) от 14.09.2006 № 293);

•    административным регламентом по ведению государственного земельного кадастра (утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее — Минэкономразвития и торговли РФ) от 12.07.2007 № 235).

Следует иметь в виду, что введение в действие последнего осуществляется поэтапно. С 01.07.2008 применяется на территории Калужской, Калининградской, Московской, Нижегородской, Ростовской областей, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, города Москвы. С 01.07.2009 административный регламент по ведению государственного земельного кадастра начинает применяться на территории еще 29 субъектов Российской Федерации. А именно: на территории Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Кировской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областей, Краснодарского края, Красноярского края, Пермского края, Приморского края, Ставропольского края, Хабаровского края, города Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа. Применение на всей территории Российской Федерации планируется с 01.07.2010.

Земельное законодательство Российской Федерации образуют следующие законодательные акты:

•    ЗК РФ (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 30.12.2008). Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ЗК РФ);

•    указы Президента Российской Федерации (не должны противоречить федеральным законам);

•    решения Правительства Российской Федерации (принимаются в пределах полномочий, определенных федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения);

•    иные федеральные законы, содержащие нормы земельного права;

•    законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы земельного права (принимаются в соответствии с федеральными законами);

•    акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий);

•    акты органов местного самоуправления (принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий).

Наконец, не следует забывать и о том влиянии, которое оказывает на функционирование национальной экономики мировой финансовый кризис — ведь земля, являясь объектом правоотношений, в то же время представляет собой и один из важнейших экономических ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Основное предназначение земельного законодательства состоит в регулировании отношений, возникающих между их участниками в связи с использованием земель Российской Федерации (земельных отношений).

Вместе с тем, для надлежащего регулирования отдельных составляющих земельных отношений в необходимых случаях (к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством) применяются и нормы, предусмотренные иными отраслями (земельное законодательство также представляет собой законодательную отрасль) законодательства, в том числе:

•    законодательства о недрах;

•    лесного законодательства;

•    водного законодательства;

•    законодательства о животном мире;

•    законодательства об охране и использовании других природных ресурсов;

•    законодательства об охране окружающей среды;

•    законодательства об охране атмосферного воздуха;

•    законодательства об особо охраняемых природных территориях и объектах;

•    законодательства об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

•    специальные федеральные законы.

Имущественные отношения по владению, пользованию и

распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, либо специальными федеральными законами.

Основные принципы земельного законодательства Российской Федерации включают в себя следующие позиции:

•    учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

•    участие граждан, общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

•    единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

•    платность использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами);

•   разграничение государственной собственности на землю;

•    сочетание интересов общества и законных интересов граждан;

•    приоритет охраны жизни и здоровья человека;

•    приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды;

•    приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

•   деление земель по целевому назначению на категории;

•   дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

•    государственное регулирование приватизации земли;

•    разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства;

•    вместе с тем федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие действующим.

Юридическая консультация онлайн

Заполните, пожалуйста, форму: имя, как к Вам обращаться, Ваш контактный телефон, город в котором проживаете и ваш вопрос (можно кратко - например, вопрос по разделу имущества).